Возрождение монашества

      Расположенная в 80-85 верстах от Якутского острога Покровская пустынь была основана в конце XVII-начале XVIII вв. как самостоятельная обитель, находившаяся в подчинении Тобольских духовных властей. На протяжении всего XVIII в. Покровский монастырь оставался единственным русским поселением между Якутском и Олекминском. К 1737 г. Покровский монастырь включал Покровскую церковь с двумя приделами,  кельи, два хлебных амбара, погреб, скотный двор и четыре юрты, в которых проживали новокрещенные якуты, работавшие в монастыре [1]. И новый храм Зосимы и Савватия. [2]                                                                                                                                               В 1724 г., на основании Духовного Регламента, в связи с небольшой численностью  монашествующих,  Покровская пустынь была приписана к Спасскому монастырю города Якутска.                                                                                                                                                          По распоряжению епископа Иркутского и Нерчинского Софрония (Кристалевского) [3], посетившего Якутск в 1758 г., приписная Покровская пустынь была обращена в Кангаласский Покровский приход.                                                                                        В 1901 г. двадцатисемилетняя послушница Свято-Троицкой общины Калужской губернии крестьянка Тульской губернии Анна Владимировна Волкова выступила с инициативой организации женской общины в Якутии и подала ходатайство по данному вопросу на имя епископа Якутского и Вилюйского Никанора (Надеждина) [4]. Епархиальный архиерей одобрил предложение Волковой. Местом расположения общины был избран Кангаласский приход.                                                                                                                               Целью деятельности общины предполагалось просвещение якутов, «в особенности молодого поколения его женской части», и в перспективе община должна была стать базой для  женского монастыря[5, c. 155].                                                                                             Согласно протоколу заседания Якутской духовной консистории от 31 октября 1901 г., А.В. Волкова была принята на службу в Якутскую епархию «во вновь устраиваемую женскую общину св. Нины», просветительницы Грузии [6, Л. 2].                                                    В мае 1901 г. в журнале «Якутские епархиальные ведомости» было опубликовано воззвание А. Волковой – «Добрые люди, помогите благому делу устроения в селе Покровско-Кангаласском Миссионерской Женской иноческой общины» приоритетами которой были избраны обучение грамоте женщин и детей, организация школы-приюта с ремесленным отделением и обучением рукоделию [5, c. 153 – 155].                                               20 июля 1901 г. «при многолюдном стечении молящихся из окрестных наслегов [7], воспитанников семинарии и училища <…>, а также немалого числа прибывших из Якутска горожан» и представителей духовной власти епархии в Покровской церкви была совершена торжественная литургия и затем крестный ход с освящением места, где впоследствии должны были располагаться постройки женского монастыря [8, c. 324 –326].   21 апреля 1902 г. Указом Синода, по представлению якутского епархиального архиерея от 12 сентября 1901 г. за № 5260, было определено «на означенном в ходатайстве месте учредить женскую миссионерскую общину с наименованием ея Покровско-Нининскою; с таким количеством сестер, которое община будет в состоянии содержать» [6, Л. 14]. Богослужения в общине возлагались на причт Кангаласской церкви. Для проживания сестер на собранные благотворительные средства стараниями Волковой и кангаласского священника Л. Синявина были подготовлены четыре дома. В отзыве Иркутского военного генерал-губернатора указывалось, что возможен отвод в пользование общины 350 десятин земли, расположенной к западу вдоль по течению реки Лена. Кангаласский приход к началу ХХ в. уже располагал 66 десятинами церковной земли, и наделение дополнительными земельными угодьями миссионерской общины могло бы значительно облегчить ее обеспечение. К августу 1902 г. в общину было принято девять послушниц, ранее несших послушание в Свято-Троицкой женской общине Калужской епархии и прибывших в Якутию, очевидно, по приглашению Волковой.                                                                                                                                                Кангаласская Покровская церковь после прибытия сестер общины приобрела «доселе небывалое там благолепие», и жители ближайших населенных пунктов ездили в Покровское для того, чтобы послушать пение хора послушниц.                                                         Осенью 1902 г. были проведены первые подготовительные работы, и летом 1903 г. село Покровское стало местом строительства. Но, как известно, строительство всегда было дорогим и хлопотным занятием: средства, выделенные епархией, скоро закончились, были истрачены пожертвования, а  летом 1904 году основательница Покровско-Нининской общины, послушница Анна трагически погибла. После смерти ее основательницы община прекратила свое существование.

        По благословению Преосвященного Романа (Лукина), епископа Якутского и Ленского возобновляется монашеская жизнь в городе Покровске. На предстоящий 2015 год запланировано строительство сестринского корпуса при храме в честь Покрова Божией Матери.

        Желающие помочь возобновлению женского монашества в городе Покровске могут перечислить ПОЖЕРТВОВАНИЯ на расчетный счет для строительство сестринского корпуса

[1] Российский государственный архив  древних актов. Ф 1177. Оп.3. Ч.4. Д.2334. С.43.

[2] Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии в XVII — нач. ХХ вв. Якутск, 1961.  Москвин И. Воеводы и начальника г.Якутска и их действия. /Памятная книжка Якутской области за 1863 г.  СПб., 1864, С. 176.

[3] Софроний (Стефан Кристалевский), епископ Иркутский и Нерчинский, родился в 1703 г. в Полтавской губернии, окончил Переяславскую семинарию, монашеский постриг принял в 1730 г. с именем Софроний. С 1746 г. – наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, личный духовник императрицы Елизаветы Петровны. С апреля 1753 г. по март 1771 г. возглавлял Иркутскую кафедру. Скончался и похоронен в Иркутске. Канонизирован в апреле 1918 года.

[4] Никанор (Надеждин Николай Алексеевич, 1858 – 1916 гг.), уроженец с. Брейтово Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию  и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1897 г. назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, в 1898 г. – временно управляющим Забайкальской епархией. В 1898 – 1905 гг. – епископ Якутский и Вилюйский, в 1905 – 1908 гг. – епископ Пермский и Соликамский. Скончался в сане епископа Олонецкого и Петрозаводского.

[5] Добрые люди, помогите благому делу устроение в селе Покровско-Кангаласской иноческой общины // Якутские епархиальные ведомости. – 1901. – № 10.

[6] Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.501-и. Оп.1. Д.5.

[7] Наслег – якутское слово, обозначающее сельское общество, которое состоит из одного или нескольких якутских родов (прим. ред.).

[8] Дневник сопутствовавшего Его Преосвященейшему Никанору, Епископу Якутскому и Вилюйскому в его поездке вверх по рр. Лене и Витиму для обозрения приходов // Якутские епархиальные ведомости. – 1903. – № 20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *